В настоящее время одна из самых
основных задач образования – это вхождение в современное информационное
общество. В учебный процесс активно внедряются информационные технологии, на
уроках используются компьютерные обучающие программы, тестирование,
моделирование, презентации.
Применение
информационных коммуникационных технологий повышает эффективность и качество обучения, вызывает у детей повышенный интерес и
усиливает мотивацию обучения. Их использование создает возможности доступа к
свежей информации, осуществления «диалога» с источником знаний, экономит время.
Сочетание цвета, мультипликации, музыки, звуковой речи, динамических моделей и
т.д. расширяет возможности представления учебной информации. Применение информационных технологий, в учебном процессе, позволяют сделать аудиторные и самостоятельные
занятия более интересными, динамичными и убедительными, а огромный поток
изучаемой информации легко- доступным. Современные информационные технологии
предоставляют учителю большой резерв технической и технологической поддержки,
высвобождающей значительную часть его времени именно для живого общения с
учениками.
С
точки зрения использования ИКТ на уроке, можно разделить эти уроки на четыре
группы. Принадлежность урока к той или иной группе обуславливает технические
условия и наличие соответствующего программного обеспечения для его проведения.
А теперь, я вам предлагаю посмотреть, как я стараюсь
эффективно использовать ИКТ на каждом из этих типов уроков.
1. Уроки
демонстрационного типа.
Этот
тип уроков – один из самых распространённых в моей работе на сегодняшний день.
Для его проведения у меня есть кабинет, оснащенный компьютером с выходом в интернет..
На таком уроке информация может быть использована на любом его этапе,
демонстрируется на большом экране. В
качестве программного обеспечения я использую материалы готовых программных
продуктов на CD, содержащих большой объём фото, видео, аудио информации по различным темам. Особенно удачными, на мой взгляд, являются
такие диски по математике как: «Уроки алгебры и геометрии» Кирилла и Мефодия "Практикум по математике
5-11”.Ещё
более популярным стало использование презентаций к урокам. Презентация обладает наглядностью и выразительностью,
это прекрасное дидактическое и мотивационное средство, способствующее лучшему
запоминанию учебного материала. При её систематическом использовании
увеличивается продуктивность обучения.
При объяснении нового материала я
часто использую презентации. Прежде чем начать просмотр, я ставлю перед
учащимися конкретные вопросы, ответы на которые дети в ходе просмотра
презентации должны найти самостоятельно. Это позволяет мобилизировать внимание
учащихся, проверить степень понимания материала презентации, при необходимости вернуться к отдельным слайдам,
содержание которых требует комментария, объяснения.
Уроки такого
типа просто незаменимы сегодня. Ещё
К.Д.Ушинский говорил: "Знания будут тем прочнее и полнее, чем большим
количеством органов чувств они воспринимаются.
Следующий тип уроков:
2. Уроки компьютерного тестирования.
Одним из видов контроля знаний, который в последнее
время всё больше входит в жизнь современной школ является тестирование. Высокая
эффективность контролирующих программ определяется тем, что они укрепляют
обратную связь в системе учитель – ученик. Тестовые программы позволяют быстро
оценивать результат работы, точно определить темы, в которых имеются пробелы в
знаниях. Решая тесы ученик получает объективную оценку знаний и умений.
Конфиденциальность результатов благоприятно сказывается на психическом здоровье
ребенка. Именно поэтому я использую уроки компьютерного тестирования . Для
проведения такого типа уроков необходимо наличие одного, ещё лучше двух компьютеров,
так как учащийся класса должен работать на таком уроке только индивидуально. Большим
подспорьем в подготовке таких уроков тестовые программы. У меня имеются итоговые тесты по математике. Однако наличие компьютерной
программы, позволяющей самим создавать подобные тесты, значительно упрощает
задачу. Сегодня у меня
есть возможность самой разрабатывать и создавать компьютерные варианты
различных тестов, которые я использую на своих уроках.
3. Уроки тренинга или конструирования.
Этот
тип уроков я провожу в компьютерном классе, с целью формирования прочных ЗУН у
учащихся Программным обеспечением является диск НФПК Математика в 5-11,
позволяющая решать определённый тип задач. Как правило, на уроках математики
это тренажёр для решения задач определённого типа или среда для решения
конструктивных задач, задач на построение в курсе геометрии, алгебры при
построении графиков функций. На таких уроках учащиеся индивидуально или в группе работают с
какой то конструктивной средой с целью отработки навыка в решении задач или
достижения какой-то конструктивной цели.
Например,
при изучении темы «Построение графика квадратичной функции» в 9 классе я
использую следующие задания:
Ø Группе
ребят, которые посильнее, я даю построить график функции, самостоятельно
рассмотрев его свойства;
У=-2х2
+ 12х -19
Ø 2-ая
группа ребят, выполняет построение по данным точкам;
х
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
у
|
-9
|
-3
|
-1
|
-3
|
-9
|
Ø 3-я
группа, используя данную программу , задает коэффициенты a,b и c получает искомый график.
Ø У=-2х2
+ 12х -19
а=-2, b = 12, с
= -19
Результат
просматриваем на доске и сравниваем результаты.
Очень удобно использовать это программное обеспечение и
при изучении таких тем, как тригонометрия, графики тригонометрических функций,
разложение на множители, построение сечений многогранников и многих других.
4. Уроки с
использованием ресурсов Интернет
Для
проведения таких уроков необходимо наличие компьютерного класса,
свободный доступ в Интернет. Такие уроки дают возможность свободного
выхода в глобальную сеть; возможность быстро найти нужную информацию;
возможность проверить свои знания.
На таких уроках сильная
группа получает задание найти на данном сайте информацию к уроку (обычно, я
заранее прошу ребят поискать данную информацию), либо тестирование режиме online.
Использование
компьютерной техники открывает огромные возможности для педагога: компьютер может взять на себя функцию контроля знаний, поможет сэкономить время на уроке, богато иллюстрировать материал, трудные
для понимания моменты показать в динамике, повторить то, что вызвало
затруднения, дифференцировать урок в соответствии с индивидуальными
особенностями учащихся. Эффективность обучения обеспечивается за счет
рационального использования времени урока, наглядности, возможности быстрого
перехода от одной части урока к другой.
Использование ИКТ на уроке позволяет:
· активизировать
познавательную деятельность учащихся;
· обеспечить
высокую степень дифференциации обучения (почти индивидуализацию);
· повысить
объем выполняемой работы на уроке;
· усовершенствовать
контроль знаний;
· формировать
навыки подлинно исследовательской деятельности;
· обеспечить
доступ к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим
информационным ресурсам.
Средства ИКТ обеспечивают и
повышают эффективность обучения
И как
естественное следствие всех этих составляющих имеет место повышение качества
знаний учащихся. Информатизация образовательного процесса - это реальность
сегодняшнего дня,
Включение в ход урока ИКТ
делает процесс обучения интересным, занимательным, создает у детей бодрое,
рабочее настроение. Облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного
материала.
Но однако, не следует забывать и вот о чем. Особое
внимание на уроке с применение ИКТ должно уделяться здоровьесберегающим
технологиям. При организации урока необходимо учитывать соблюдение как
санитарно-гигиенических, технических, так и эргономических требований к уроку.
Проведение физминутки, зарядки для глаз на таких уроках желательны. Следует
чередовать формы деятельности
обучающихся при работе с ИКТ-средствами.
Например, 20 минут теоретического изложения, опроса, 15-20 минут работы с ПК
или интерактивной доской.
Но не
факт, что использование компьютера на уроке дает возможность овладеть
математикой «легко и счастливо». Легких путей в науку нет. Но необходимо
использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы
большинство подростков испытали и осознали притягательные стороны математики,
её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении
трудностей.
|