Губанова Гульнара Абдижаббаровна учитель математики

Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [15]
Дидактический материал [2]
Мой опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 100
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Файлы » Мои файлы

Описание опыта работы по проблеме современных подходов к обучению
[ Скачать с сервера (6.6 Kb) ] 22.01.2013, 13:39

На современном этапе развития школьного образования про­блема подготовки выпускников, хорошо владеющих компьютер­ными технологиями, приобретает особо важное значение в связи с высокими темпами развития и совершенствования науки и техни­ки, потребностью общества в людях, способных быстро ориенти­роваться в обстановке, способных мыслить самостоятельно и сво­бодных от стереотипов. Применение этих технологий в обучении математике объясняется также необходимостью решения проблемы поиска путей и средств активизации познавательного интереса учащихся, развития их творческих способностей, стимуляции ум­ственной деятельности. Особенностью учебного процесса с приме­нением компьютерных средств является то, что центром деятель­ности становится ученик, который исходя из своих индивидуаль­ных способностей и интересов, выстраивает процесс познания. Между учителем и учеником складываются «субъект-субъектные» отношения. Учитель часто выступает в роли помощника, консуль­танта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего ак­тивность, инициативу, самостоятельность. В системе такого обучения различают два типа деятельности: ­обучающий и учебный.

Для первого характерно непосредственное взаимодействие учащихся с компьютером. Компьютер определяет то задание, кото­рое предъявляется обучаемым, оценивает правильность и оказыва­ет необходимую помощь. Здесь обучение протекает, как правило, без учителя. Второй тип характеризуется взаимодействием с ком­пьютером не обучаемого, а педагога. Компьютер помогает учителю в управлении учебным процессом, например, выдает результаты выполнения учащимися контрольных заданий с учетом допущен­ных ошибок и затраченного времени; данные могут накапливаться, и компьютер может сравнивать показатели различных учащихся по решению одних и тех же заданий или показатели одного учащегося за определенный промежуток времени. Он также может давать ре­комендации о целесообразности применения конкретных обучаю­щих воздействий к тем или иным обучаемым. Обычно этот тип компьютерного обучения используется, когда нельзя снабдить ка­ждого учащегося персональным компьютером, и он выступает в рамках традиционного обучения - как одно из средств обучения наряду с учебниками, программированными пособиями и т. д.

В преподавании математики компьютер может быть использо­ван на всех этапах урока - при объяснении нового материала, за­креплении, повторении, контроле. Остановлюсь на некоторых из них.

I. Объяснение нового материала.

На этом этапе урока наиболее эффективным является учебный тип деятельности. Воздействие учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности устного материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным, способствует лучшему его усвоению и запоминанию.

При изучении новой темы можно провести урок-лекцию с при­менением компьютерных презентаций, позволяющих акцентиро­вать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой ин­формации. Объявление темы урока сопровождаем демонстрацией слайда, на котором дана тема урока и план изучения темы. Затем идет объяснение темы по плану, ученики делают необходимые за­писи. После объяснения темы ученики решают устные упражнения, затем решают в тетрадях задания более сложные. Все предлагае­мые задания также представлены на слайдах.

Особенностью применения компьютерных презентаций являет­ся наличие автоматического контроля и ограничения времени демонстрации слайд-фильма, сочетание устного лекционного мате­риала с демонстрацией слайд-фильма позволяет концентрировать визуальное внимание учащихся на особо значимых моментах учеб­ного материала.

II. Решение текстовых задач.

На данном этапе урока реализуется обучающий тип деятельно­сти. Отрабатываются различные программы, целью которых явля­ется обучение учащихся решению задач, так как задачи являются неотъемлемой частью изучения математики. Программы могут со­держать задачи различного уровня сложности, а также подсказки, алгоритмы и справочные материалы. Ответы к задачам могут вво­диться как в числовом, так и в общем видах, причем, в последнем случае учащийся вводит формулы в компьютер при помощи кла­виатуры, программа распознает ответы независимо от способа их написания.

III. Контроль знаний.

При контроле используются тесты. Возможны две формы орга­низации тестов, которые условно можно назвать «выбери ответ из предлагаемых вариантов» и «напиши правильный ответ».

Организация теста по принципу «выбери ответ из предлагае­мых» обеспечивает быстроту прохождения теста, так как не требу­ет от учащегося особых навыков работы на компьютере. Для выда­чи ответа достаточно нажать клавишу с номером правильного от­вета, выбрав его среди предложенных.

Организация теста по принципу «напиши правильный ответ» предполагает хорошую начальную подготовку учащегося как поль­зователя персонального компьютера. Выдача ответа осуществляет­ся его набором и требует хорошего знания клавиатуры, в том числе «переключения на английский язык» и умения набирать формулы с помощью специальных программ.

Кроме этого, используя компьютерные технологии, можно соз­давать различные обучающие и демонстрационные программы, модели, игры. Такие эффективные разработки формируют пози­тивное отношение учащихся к учению, предполагают ненавязчи­вый способ оказания помощи, возможность выбрать индивидуаль­ный темп обучения учащихся.

Рассмотрим применение компьютерных технологий на одном из уроков математики в 10 классе по теме «Призма. Площадь по­верхности призмы». Урок закрепления и повторения знаний прово­дится по методу проекта. В ходе урока учащиеся должны создать проект - компьютерную презентацию по определенной теме. Класс разбит на группы, которые работают над проектами по заданным схемам.

Теоретики подбирают теоретический и исторический материал, создают слайд.

Практики работают по карточкам, решают вычислительные за­дачи по рассматриваемой теме.

Технические редакторы работают на компьютере, выбирают макет, шаблон оформления, набирают текст.

В конце урока группы защищают созданные проекты, обосно­вывая при этом выбор тех или иных компьютерных программ.

Во время защиты каждый ученик в классе активно участвует в оценивании результатов работы, выставляя от 0 до 5 баллов по сле­дующим пунктам:

- содержание теоретического материала,

- наличие дополнительного материала, углубление по выбранному вопросу,

- наличие исторического материала,

- количество и уровень представленных задач,

- эстетичность оформления,

- проведение защиты.

Результаты ребята заносят в свои таблицы, подсчитывают ито­говый балл, и во время обсуждения дают советы и рекомендации одноклассникам.

Некоторые темы, рассмотренные на уроках, в дальнейшем пе­рерастают в проекты для кружковой или исследовательской рабо­ты.

Компьютер на уроке является средством, позволяющим уча­щимся лучше познать самих себя, индивидуальные особенности своего учения, способствует развитию самостоятельности. Уча­щийся может наблюдать на экране, что получается после осущест­вления той или иной операции, как меняется значение выражения, когда меняется тот или иной параметр.

Небольшой опыт работы показывает, что использование ком­пьютерных технологий в обучении математике позволяет диффе­ренцировать учебную деятельность на уроках, активизирует позна­вательный интерес учащихся, развивает их творческие способно­сти, стимулирует умственную деятельность, побуждает к исследовательской деятельности.

 

Категория: Мои файлы | Добавил: Гранат
Просмотров: 700 | Загрузок: 51 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • сайт МБОУ "Новоникольская СОШ"

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz