«Нельзя
научиться плавать, стоя на берегу».
ЕГЭ по математике – серьёзное испытание в жизни каждого выпускника школы.
С педагогической точки зрения тест ЕГЭ представляет собой тест успеваемости.
Теоретически тесты успеваемости подразделяются на два вида: тесты скорости и
тесты мощности. По тестам скорости у испытуемых обычно не хватает времени
ответить на все вопросы. По тестам мощности у каждого такая возможность есть,
но только возможность, поскольку в таком тесте всегда содержатся заведомо
трудные задания, обычно непосильные для большинства испытуемых.
В тестах ЕГЭ по математике соединены оба направления. Опыт показывает,
что реально за отведённое время и в жёстких условиях атмосферы ЕГЭ ответить
полностью правильно на все вопросы не может большинство учителей математики.
Таким образом, подготовка к успешному написанию ЕГЭ отличается от привычной для
нас методики обучения школьников математике «вообще».
При подготовке к экзамену нужно определить планируемый результат
обучения. Для этого я задаю вопрос учащимся: «Какую оценку ты хочешь получить
на ЕГЭ?». Если школьник честно сформировал ответ, то можно получить «актуальный
потолок» обучаемого. Мой опыт показал, что почти все мои ученики, которые
сдавали экзамен в формате ЕГЭ, достигли тех результатов, которые перед собой
поставили.
Для достижения хороших результатов важна техническая подготовка учащихся.
При подготовке к ЕГЭ я учу школьника технике сдачи теста. Одним из моментов
данной техники является обучение постоянному самоконтролю времени, т.е. обучаю
школьника экономии времени для решения более сложных заданий. Это можно достичь
следующими путями:
- при выполнении
заданий первой части пользоваться краткой формой записи решения тем самым
экономить время;
- пропускать те
задания, которые не удаётся выполнить сразу;
- решение
геометрических задач оставить на последок, их решение
требует много времени, и, как показывает
практика, ученики хуже
бывают подготовлены по геометрии, нежели по
алгебре.
Также я обучаю учащихся прикидке границ результатов и минимальной
подстановке как приёму проверки, проводимой сразу после решения задания. Обучаю
приёму «спирального движения» по КИМу, т.е. задания надо просмотреть от начала
до конца и отметить для себя то, что кажется простым, понятным и лёгким,
выполнить те задания, которые можно выполнить сходу, без особых раздумий. После
выполнения данных заданий следует ещё раз просмотреть текст работы и определить
следующие задания, которые можно попробовать решить. Возможно, найдётся
задание, которое к данному моменту «созрело». Чтобы это произошло, при
подготовке к экзамену особое внимание я уделяю «западающим» темам, таким как:
- нахождение области определения, области
значения функции;
- исследование функции;
- производная функции;
- решение задач на проценты;
- решение задач по теории вероятности;
- решение геометрических задач.
При
составлении тестов использую следующее:
- тесты
выстраиваю в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного вытекает другое, т.е.
выполненный «сегодня» тест готовит к
пониманию и правильному выполнению «завтрашнего»;
- тренировочные
тесты провожу по каждой теме с жёстким
ограничением времени, поэтому занятия стараюсь всегда проводить в форсированном режиме с
подчёркнутым
акцентированием контроля времени. Темп такого
занятия задаю сразу и держу на
протяжении всего урока во что бы это ни стало,
используя время занятия до последней секунды. Этот режим очень тяжёл школьникам на первых порах, но
привыкнув к этому, они затем чувствуют
себя намного спокойнее и собраннее;
- перехожу к
комплексным тестам только к концу учебного года, когда учебный материал полностью пройден;
- постепенно
увеличиваю нагрузки по содержанию и времени;
- учу
использовать имеющийся запас знаний, применяя
рассуждение и логику для получения ответа наиболее простым и быстрым способом;
- включаю в
тесты задания, неодинаковые внешне, но сводящиеся к одному и тому же решению.
В течение года я провожу самостоятельные работы на выявление уровня
знаний по каждой теме. В этом случае составляю большое количество вариантов
карточек по теме, содержащие задачи различных уровней сложности.
Проанализировав работы, выявляю пробелы в знаниях учащихся и соответственно
этому организовываю повторение материала, с учётом допущенных ошибок. При этом
осуществляю также индивидуальный и дифференцированный подход к обучению,
составив карточки в зависимости от индивидуальных способностей каждого ученика.
Для устранения имеющихся пробелов в знаниях учеников, составляю больше
заданий, однотипных с теми, в которых были допущены типичные ошибки на
самостоятельной работе. Поэтому провожу фронтальную работу с учащимися, вместе
анализируя допущенные ошибки.
Вторая часть тестов ЕГЭ состоит из заданий высокого уровня сложности. При
решении этих заданий требуется умение не только найти правильный ответ, но и
обосновать полученные выводы, построить логически грамотную цепочку
рассуждений, а также математически грамотно записать решение. Задания С1, С2 и
С3 требует хорошей подготовки на школьном уровне, но вполне посильно даже не
самым математически одарённым школьникам. Поэтому на своих уроках я использую
материалы разноуровневого характера.
Задания «Заполни пропуски» адресованы в первую очередь учащимся, которые испытывают
затруднения при изучении математики. Выполняя пошагово алгоритм, на который
нацеливает имеющийся в этих упражнениях текст, учащиеся овладевают приёмами
решения задач, предложенными в примерах с решениями. Далее предлагаются задания
для самостоятельного решения. В это время можно работать с учениками,
проявляющими интерес к математике, разбирая задания второй части.
Немаловажным фактором для успешной сдачи
экзамена является психологическая подготовка школьника. Не следует пугать
учеников предстоящим ЕГЭ, лучше начать формировать в них твёрдое убеждение в
том, что можно получить хорошие результаты, если приложить к этому определённые
усилия.
|