Для настоящих родителей
состояние здоровья детей всегда важная тема. Едва ли можно встретить родителей,
которые равнодушно относятся к здоровью своих детей. Сколько мучительных
волнений, бессонных очей способна вынести мать, склонившись у изголовья больного
ребёнка! И только тогда, когда он становится здоров и весел, счастье и покой
возвращаются к ней. Но ведь многие болезни легче предупредить, чем лечить. Не
случайно теперь почти все родители беспокоятся о том, чтобы вовремя сделать
прививки от оспы, дифтерии, тифа, наиболее опасных кишечных заболеваний.
Однако есть ещё один верный способ повысить
сопротивляемость детского организма различным заболеваниям, сделать его
выносливым, крепким, сильным: правильное физическое воспитание.
Физическая закалка очень нужна в жизни человеку.
Вспоминая ВОВ, трижды Герой Советского Союза новосибирский спортсмен Александр
Покрышкин говорит: «Если бы я не был хорошо тренированным спортсменом, то
никогда не выдержал бы столько воздушных боёв и был бы сражен в первые дни
войны. Моё крепкое здоровье, высокая степень тренированности организма помогли
мне с утра до позднего вечера летать, драться и побеждать».
Систематические занятия физкультурой и физический труд
развивают ловкость, сноровку, силу человека, делают его выносливым, подвижным.
Физическая закалка избавляет человека от немощной старости, помогая ему
сохранить работоспособность и хорошее самочувствие.
И, наконец, физическое воспитание содействует
разностороннему укреплению всех органов человека, что внешне выражается в
правильной осанке, пропорциональности телосложения, красоте и гармонии
человеческого тела. Важно и другое: систематические занятия спортом развивают
мышцы, улучшают кровообращение, повышают работоспособность сердца, укрепляют
мускулатуру, способствуют ритмичному, углубленному дыханию. Разнообразные
физические упражнения увеличивают ёмкость легких, а следовательно, и объем
воздуха, кислорода, который поступает в них. Кислород, поступая в больших
количествах к различным органам, улучшает их работу, связанную с обменом
веществ в организме. Поэтому систематические занятия физкультурой и спортом и
способствуют всестороннему физическому совершенствованию, укрепляют здоровье,
увеличивают работоспособность, вызывают бодрое настроение, при котором учеба и
любая работа лучше спорится.
Однако ещё во многих семьях взрослые к физическому
развитию детей относятся пренебрежительно.
Вот прибегает в школу взволнованная мать:
-
Почему вы записали без моего разрешения сына в гимнастическую секцию? – говорит
она с возмущением преподавателю физкультуры. – Занятия в секции отнимают у
Олега много времени: вместо пятерок он стал теперь по математике получать
четверки. Учтите, что он собирается поступать не в физкультурный, а в
физико-технический.
В другой семье отец, просматривая в табеле четвертные
оценки, говорит дочке:
- Молодец Катюша! Вот только тройка по физкультуре
немножко портит вид табеля. Ну, да это ничего: физкультура – не главное.
Эти люди смотрят на спорт только как на развлечение, как
на что-то второстепенное, без чего вполне можно обойтись.
О том, что чистота – залог здоровья, знают все. Однако
физическое состояние ребёнка далеко не определяется только заботой о его
чистоте и хорошем питании. Для нормального физического роста, для правильного
развития его нервной системы необходимо равномерное чередование работы и
отдыха, то есть правильный режим дня, соответствующий возрасту ребёнка.
В школе о режиме много говорят с учениками. И всё-таки в
каждом классе есть немало мальчиков и девочек, которые его не придерживаются.
Объясняется это, прежде всего тем, что школьникам далеко не сразу удается
быстро уяснить то огромное положительное значение, которое имеет режим для
укрепления здоровья и экономии времени. Да они ещё и не научились по-настоящему
ценить и то и другое. Кроме того, процесс приучения к строгому распорядку
требует от детей на первых порах большой выдержки, упорства. И далеко не всем
детям без надзора, без контроля родителей удается его осилить. Чтобы жизнь по
режиму стала привычной, двух дней мало даже очень волевым людям. Приучать к
режиму надо не один и не два дня, а до тех пор, пока правильный ритм жизни не
станет у ребенка внутренней потребностью.
Родители же обычно не хотят себя «отдавать», чем-то
поступиться. Их образ жизни часто остается прежним: те же праздники, гулянья,
друзья. Ребенок – побоку.
Когда он становится школьником, родители предъявляют к
нему требование хорошо учиться. Он должен приносить домой хорошие отметки. А
ведь школьная пора, особенно её начало, требует от родителей огромного
понимания, терпения, любви.
Вот стереотип возвращения ребенка из школы домой. Первый
вопрос к нему: «Что получил?». Плохая оценка вызывает родительские притязания,
бурю неудовольствия. А нужно разобраться, почему. Не может или не хочет? И не
сердиться, если не хочет, а позаниматься с ним. Это Ваш ребенок, он не мог быть
другим. Значит, это ваше счастье, но и ваша доля, крест, если хотите. И вы
должны вкладывать столько заботы, любви, понимания, тепла, сколько Ему
необходимо.
- А
если требования ребенку просто не по
силам?
- Другая ситуация – когда ребенок не может. Скажем, он
флегматик и не в состоянии осилить всех маминых требований: спецшкола с
английским уклоном, музыкальная школа, художественная, плюс спорт.… Это не
фантазии, а реальные случаи. В итоге – ребенок в тяжелом состоянии. Мать в
недоумении: «Но ведь это, же нормально, если ребенок занят и положительно
развивается». «Конечно, хорошо, что он занят и не гоняет консервную банку по
двору. Но он абсолютно лишен свободного времени, отдыха, а ведь он флегматик.
Такой ритм жизни не для него. Ему нужно поспать подольше, нагрузки поменьше».
Каждому человеку уже со школьной скамьи, независимо от
того типа нервной системы, с которым он родился, в течение дня приходится не
раз переключаться с одного дела на другое, заниматься длительное время тем, в
данный момент не хочется. Вот тут-то и приходит на помощь режим. Правильный
режим – облегчает, ускоряет, экономит работу нервных клеток мозга, оберегает их
от быстрого истощения.
Школьник, привыкший к режиму, без усилий и всяких лишних
рассуждений с самим собой приступает к привычным физическим движениям: заряжает
себя на целый день бодрым, хорошим, работоспособным настроением. Т. о. режим
дня укрепляет наше здоровье.
Психическое и физическое здоровье человека тесно
взаимосвязаны. Сократ говорил, что тело не болеет отдельно и независимо от
души. Образ жизни человека должен строиться на осознании этого.
Крайне разнообразны невротические проявления в детском
возрасте. Одни дети – невротики чрезмерно возбудимы, несдержанны, капризны и
требовательны, суетливы и непоседливы, порой много говорят, жестикулируют,
гримасничают. У них нередки конфликты со сверстниками и взрослыми. Они плохо
ведут себя на уроках, вертятся, задевают соседей, бурно реагируют на замечания.
Другие дети, напротив вялы, апатичны, замкнуты, быстро устают. Они застенчивы,
робки, пугливы, впечатлительны, держатся особняком, в стороне от шумных
компаний. Такие дети легко приспосабливаются к мнению сверстников, свободно
поддаются провоцирующим действиям и негативному влиянию со стороны старших
школьников.
Работоспособность у детей, страдающих неврозами,
понижена. Если они и берутся горячо за какое-то дело, то не доводят его до
конца. Не спасает их и умственное развитие. Даже при наличии хороших задатков
эти дети нередко учатся посредственно из-за рассеянности, неусидчивости,
утомляемости.
Зная этот перечень симптомов не надо пытаться самим
ставить диагноз. Это может сделать только опытный врач.
Причины детской нервности различны. Это и грубые ошибки в
воспитании, и постоянное нарушение правил гигиены и ухода за детьми, и
различные заболевания, ослабляющие нервную систему (инфекционные болезни,
травмы черепа, случайные отравления и т.д.) В семьях, в которых родители
злоупотребляют алкогольными напитками, на фоне деградации личности одного или
обоих родителей процветает унижение детей, обман, эгоизм, жестокость, частые и
неадекватные физические наказания. В результате дети избегают контактов с
родителями, становятся угрюмыми, отчужденными, злобными, трусливыми. В этих
семьях дети растут в атмосфере бескультурья, постоянных угроз и наказаний,
видят скандалы, драки, вырастают психически и физически ослабленными, плохо
адаптируются в школьной микросреде. Неокрепшая нервная система ребенка не
выдерживает чрезмерного перенапряжения. Формой же защитной реакции от
физической и нравственной боли является то, что дети растут патологическими
лгунами и в конечном счете убегают из дома.
Довольно часто у детей развивается неврастения. Типичные
жалобы – тяжесть в голове, головные боли, головокружение, резь в глазах при
чтении и письме, усиленное сердцебиение, раздражительность. Дети подавлены,
тоскливы, быстро устают, не воспринимают объяснение учителя, не справляются со
школьными заданиями. У доски ребенок порой не может сказать и двух слов, хотя
накануне добросовестно готовился к уроку. Придя из школы, домой, он испытывает
желание лечь в постель. Уступая настояниям родителей, ребенок все же
принимается за уроки, но не в состоянии сосредоточиться и осмыслить заданный
материал. У ребенка нарушается ночной сон, снижается аппетит.
Неврастения у детей, как и у взрослых, - заболевание
полностью излечимое. Однако его симптомы по сравнению с обычным временным
переутомлением более стойки. Уставший ребенок также может испытывать слабость,
быть капризным, раздражительным, неработоспособным. Но у здорового ребенка эти
явления проходят после непродолжительного отдыха. У ребенка же страдающего
неврастенией, улучшение наступает лишь после длительного отдыха,
неукоснительного соблюдения правильного распорядка дня.
Впечатлительные и несколько робкие дети иногда
страдают особой формой невроза –
навязчивыми страхами. Пищу для них могут дать увиденный телефильм,
предназначенный исключительно для взрослых, какая-то книга, рассчитанная на
другой возраст, реальные события, вызвавшие у ребенка испуг, всякие истории,
пересказываемые в присутствии детей.
Нельзя пугать детей. Напротив, нужно стараться ограждать
их от различных устрашающих ситуаций. А многие родители прибегают к запугиванию
как к педагогической мере.
Вот такой случай. Вечером мать вдруг вошла в комнату и
сказала, подмигнув отцу:
- Что-то сын совсем нас не слушается! Надо отдать
кому-нибудь. Там как раз пришел человек с мешком.
При этих словах мать взяла упирающегося мальчика за руку
и, не видя выражения растерянности и ужаса на его лице, вывела в прихожую, где
возле дверей и в самом деле стоял какой-то человек с бородой.
- Что? Не слушается! – спросил тот и наклонился, делая
вид, что разыскивает мешок. Результаты не заставили себя ждать: у мальчика
стали возникать ночные страхи.
Огромное значение в предупреждении детской нервности
имеет микроклимат в семье. В тех семьях, где умеют мужественно переносить
трудности и невзгоды, где царит ровное настроение, а члены семейства относятся
друг к другу с уважением, дети развиваются и физически, и психически гораздо
лучше.
Прежде чем что-то сказать ребенку, необходимо подумать,
как это отразится на его нервной системе. Кстати, не, только, к здоровым, но и
к нервным детям следует предъявлять определенные требования (конечно,
посильные), при этом настойчиво добиваясь их выполнения. В любом случае надо
постараться объяснить ребенку, чем вызваны те или иные требования. На ребенка
плохо влияет любое проявление непоследовательности в действиях родителей.
Что-то, запрещая ребенку, в чем-то отказывая ему, надо обязательно мотивировать
причины запрещения. Тон при этом не должен быть возбужденным, недопустимы
окрики и грубые слова.
В каждом индивидуальном случае необходимо здраво оценить
реальные возможности и силы ребенка, учесть его склонности и интересы,
поговорить с врачом о состоянии здоровья, а в дальнейшем внимательно следить за
его самочувствием. Если мы не будем внимательны к ребенку, не позаботимся о
правильном чередовании им занятий и отдыха, увеличивается риск развития
неврастении.
К неврастении может привести самая обычная
дезорганизованность ребенка, когда он живет вне всякого режима, часами сидит у
телевизора, является невольным участником безалаберного времяпрепровождения
своих родителей, вовремя не обедает и в одни и те же часы не ложится спать.
|